5616655В ОКБ Илюшина разрабатывалась конструкторская документация, позволяющая Ил-28 превратить в штурмовой самолет. В конце 50-х годов планировали пулеметное и реактивное вооружение разместить в бомбоотсеке. Такое размещение оружия давало возможность сохранить высокие летные характеристики самолета. В бомбоотсеке практически вертикально размещались пусковые установки для 20 неуправляемых ракет, и стрельба НАР осуществлялась вниз — назад. Использование ракет с аккумулятивными БЧ давало бы возможность с малой высоты эффективно сражаться с бронетехникой. Самолет становился неуправляемым из-за нагрузки, создаваемой 20-ю струями пороховых газов. Поэтому пришлось отказаться от такой установки залповой стрельбы. Но, самолеты-истребители того периода благодаря сравнительно небольшой боевой нагрузке привлекли военных специалистов, и заставили их опять возвратиться  к созданию самолета-штурмовика на базе Ил-28.

Конструктивные особенности штурмовика Ил-28Ш

Специалисты решили даже в ущерб летным характеристикам размещать оружие на пилонах под крылом. Весной 1967 года к этому варианту Ил-28 были составлены ТТТ. Согласно ним модифицированная модель должна была иметь в среднем такую же глубину боевых действия, как и Су-7, но только по количеству средств поражения должны была превосходить в 2-3 раза.

Штурмовик Ил-28, оснащенный подкрыльевыми пилонами, используемыми для подвески различного  вооружения, предназначался для того, чтобы с малых высот действовать по скоплениям техники противника и живой силы, а также истреблять одиночные малоразмерные цели типа танков, ракетных установок и т.д. У этого самолета под крылом устанавливали 12 пилонов (под каждой консолью – по 6), на них также могли подвешивать: 6 тяжелых НАР С-24, или 12 блоков УБ-16-57, или кассетное оружие, или подвесные пушечные гондолы и авиабомбы. В кабине летчика дополнительное оборудование позволяло обеспечить ведение залповой стрельбы со всех пилонов, или в зависимости от характера цели – с двух, четырех и т.д. Штурман осуществлял бомбометание с внутренних и наружных бомбодержателей.

При проведении государственных испытаний осенью 1967 года данный вариант иногда обозначался как Ил-28Ш. Согласно оценкам испытателей, самолет можно было использовать для штурмовых действий с предельно малых и малых высот. Несмотря на относительно близкое размещение пилонов с двух сторон воздухозаборников двигателей, залповая стрельба 6-ю С-24 или 192-мя НАРС-5 не оказывала влияния на работу установки на всех режимах полета, проверенных в испытаниях. К достоинствам штурмовика Ил-28Ш следовало отнести возможность боевой работы с грунтовых аэродромов и хороший обзор из кабин членов экипажа. У Ил-28Ш скорость до высоты 200 м составляла 660 км/ч, при этом у земли расход топлива в полете повысился на 30-50%. Для подготовки самолета к боевому вылету требовалось не более 4-х часов.

В общем,  это был хороший штурмовик, используемый для локальных конфликтов, который можно было экспортировать в разные страны. Но, из-за недостаточной бронезащиты жизненно важных систем и экипажа, а также из-за того, что на предельно малых высотах штатные средства спасения не могли обеспечить аварийного покидания машины, пришлось признать, что самолет не полностью соответствует требованиям, предъявляемым к штурмовику, поэтому работы в ОКБ были прекращены.