22 Сен
Создатели гидросамолетов не могли остаться равнодушными к реактивным двигателям, пришедшим в авиацию. В мае 1947 года ОКБ Г.М. Бериева начало разрабатывать морской разведчик Р-1 с 2-мя двигателями ВК-1 — свою первую реактивную лодку. В ноябре 1951 года изготовили опытный образец, и летчик-испытатель И.М. Сухомлин стал первые пробежки проводить на нем. Как правило, самолет совершал первый полет после пробежек, происходящих на скоростях, составляющих 70% от взлетной скорости. Р-1 в таком диапазоне вел себя нормально, но при 80% взлетной скорости, т.е. более 165 км/ч, и машина из-за продольных колебаний такой силы выталкивалась из воды. Только кропотливые исследования, проведенные вместе с ЦАГИ, помогли выработать меры по устранению «гидродинамического барьера неустойчивости».
От первых успехов до заводских испытаний.
Модернизированный Р-1 29 мая 1952 года стал устойчиво глиссировать на скорости 196 км/ч, и Сухомлин первый отечественный реактивный гидросамолет поднял в воздух на следующий день. Р-1 благодаря длительным доводкам стал вполне успешно летать. Но эта модель летающей лодки устарела морально, поэтому не было смысла выпускать ее серийно. Второй вариант самолета Р-2 так и остался на проектной стадии.
В сентябре 1953 года Е.Н. Преображенский – командующий авиацией ВМС, попросил Н.А. Булганина – министра обороны, выдать задание Г.М. Бериеву на проектирование нового гидросамолета, оснащенного 2-мя турбореактивными двигателями. Главком флота Н.Г. Кузнецов поддержал главного авиатора, и уже 8 октября Совмин издал постановление № 2622-1105сс, согласно ему планировалась разработать реактивную летающую лодку Бе-10. Эта модель лодки предназначалась для метания бомб, высотного метания по кораблям, для постановки мин, нанесения бомбовых ударов по береговым сооружениям и морским базам, проведения разведки в открытом море. Согласно заданию, эта модель при скорости ветра до 20 м/с, должна была иметь дальность полета 3000 км, развивать максимальную скорость 950-1000 км/ч, обладать практическим потолком 14 тысяч — 15 тысяч м, садиться и взлетать на волну 1,5 м.
15 мая 1954 года был утвержден эскизный проект многоцелевой летающей лодки Бе-10, оснащенной 2-мя двигателями АЛ-7. Ее макет был рассмотрен с 7 июня по 15 июля этого года. После статических испытаний планера летающей лодки «М» начали строить летный экземпляр опытного лайнера. Из-за того, что ОКБ в тот момент еще не имело собственный сборочно-отборочный корпус, поэтому окончательную сборку машины осуществляли на соседнем заводе, выпускающим Бе-6. Для предприятия, серийно выпускаемого продукцию, было довольно непросто освоить выпуск экспериментального образца, но все-таки в октябре 1955 года удалось построить опытный образец Бе-10.
Только в 1955 году удалось решить организационные вопросы, касающиеся проведения испытаний этой модели лодки. К 13 ноября этого года многоцелевая летающая лодка Бе-10 в специальном плавучем доке была отбуксирована в Геленджик. После стыковки агрегатов на специальном стенде, 20 декабря 1955 года начали проводить заводские испытания.
Оставить комментарий