19 Сен
Сейчас, в эпоху сверхзвукового полета, кажется вполне естественным, что у самолета крыло треугольной формы в плане с большой стреловидностью, как у нашего сверхзвукового лайнера Ту-144. Ведь только такая форма крыла и позволяет существенно снизить силу волнового сопротивления воздуха и проникнуть в область сверхзвуковых скоростей.
Естественным также кажется и то, что у такого самолета нет горизонтального оперения: большая ширина крыла в центре позволяет разместить на его задней кромке достаточно эффективные рули высоты и вертикальное оперение. Мало кому известно, однако, что сорок лет назад, в эпоху, когда в небе летали расчалочные бипланы, наши самолетостроители создали два интереснейших легких самолета, имевших конструктивные формы, повторяющие основные параметры современных сверхзвуковых лайнеров. Этими самолетами были одноместные бесхвостки БОК-5 конструкции В.А. Чижевского и «Стрела» конструкции А.С. Москалева. БОК-5 — моноплан, построенный из металла с мотором 100 л. с, имел крыло треугольной формы в плане и отличался хорошей устойчивостью и управляемостью. Это была первая бесхво-стка, которая по своим маневренным характеристикам не уступала лучшим образцам пилотажных самолетов обычной схемы. К сожалению, в 1935 году по схеме БОК-5 не был построен ни самолет-истребитель, ни тяжелый транспортный самолет, и об этом аппарате забыли. Возникали другие заботы у самолетостроителей в связи с тем, что много еще требовалось работать над усовершенствованием самолетов обычной схемы.
В 1936 году А.С. Москалев спроектировал и построил легкий одноместный экспериментальный самолет-бесхво-стку «Стрела» с почти треугольным крылом малого удлинения и с очень большой стреловидностью. Самолет этот был создан как летающая модель будущего скоростного самолета-истребителя. Удлинение крыла этого необычного аппарата составляло всего 0,975. Напомним, что один из самых знаменитых самолетов тех времен, рекордно-дальностный АНТ-25, имел удлинение крыла 13, а среднее удлинение крыла обычных самолетов середины 30-х годов было около 6. С крылом же, удлинение которого было около единицы, в ту пору никто не летал.
Даже птицы никогда не пользовались такими крыльями. И вот в 1937 году нашлись три смельчака, которые все же летали на «стрелоплане» Москалева. Вначале летчикам показалось пилотирование «Стрелы» очень сложным. На малых скоростях, при взлете и на посадке крыло располагалось под необычно большим углом атаки, до 25 градусов. Это вызывало трудности в пилотировании. Непросто было также привыкнуть к стремлению самолета покачиваться на левое и правое крыло. Эта особенность вызывалась малым разносом площади крыла вдоль размаха — слабым, как говорят, «поперечным демпфированием» крыла малого удлинения. Однако довольно быстро летчики освоили полеты на «Стреле» и продемонстрировали ее хорошие летные данные, в частности, максимальная скорость с двигателем 140 л. с. доходила до 340 км/ч. Надо сказать, что на «Стреле» Москалева за 35 лет до появления сверхзвуковых самолетов были выявлены в полете на взлетно-посадочных режимах основные аэродинамические и пилотажные особенности, присущие треугольному крылу малого удлинения, широко используемому в настоящее время в авиации. Однако на опыте как БОК-5, так и «Стрелы» не было построено скоростных самолетов истребителей. Объяснялось это тем, что в ту пору ограниченные возможности винтомоторной группы с поршневым двигателем и воздушным винтом не давали увеличения скорости полета до тех значений, когда треугольное крыло малого удлинения проявляет свои существенные преимущества за счет уменьшения волнового сопротивления воздуха. Только в 60-е годы, когда появился турбореактивный двигатель большой тяги, сделалось возможным перейти на скорости полета, в два раза превышающие скорость звука, где схема крыла «Стрелы» Москалева выгодна в полной мере.
Оставить комментарий