19 Сен
1945-1964
После Великой Отечественной войны Серпуховский аэроклуб выполнял серьезные задачи по подготовке авиационных кадров для Военно-Воздушных Сил и Военно-Десантных Войск. Ежегодно готовилось по 100-110 пилотов для военных училищ и в запас, 250-300 парашютистов спецконтингента.
В 50-е годы в аэроклубе начали активно развиваться авиационные виды спорта: самолетный, планерный, парашютный, авиамодельный.
В послевоенные годы, до реорганизации аэроклуба (в 1964 году), было подготовлено: 1870 летчиков, 10200 парашютистов различных категорий (в том числе 4250 для ВДВ), 425 планеристов, около 2000 авиамоделистов (в том числе только в клубе около 500 спортсменов).
Всех категорий авиационных специалистов подготовлено 14570 человек (без учета подготовки авиационных специалистов и спортсменов по различным филиалам Серпуховского аэроклуба в Сталиногорске, Ступино). В это период развивался самолетный спорт, в котором впервые за историю аэроклуба получили звание мастера спорта СССР – Сумароков Н.И., Рожков В.А., Соловьев Р.Н., Лебедев Ю.Б. В парашютном спорте очень сильно показала себя Светлана Крячек, много лет успешно защищавшая честь не только клуба, области, но и страны на различных международных соревнованиях. Но, пожалуй, в этот период достиг своего максимума планерный спорт.
18-кратной всесоюзной и мировой рекордсменской стала Анна Петровна Самосадова – выдающаяся и непревзойденная планеристка того времени – заслуженный мастер спорта СССР.
В работе клуба принимает активное участие кавалер медали Лилиенталя, заслуженный мастер спорта СССР Виктор Михайлович Ильченко. На опыте сильнейших спортсменов растут молодые мастера спорта – В.И. Чувиков, О.Н. Суслов, А.Н. Ларин, Н.С. Фетисов, В.А. Лякин, П.П. Журавлев. Причем, Чувиков и Суслов включаются в сборную СССР и длительное время успешно выступают как в нашей стране, так и за рубежом.
В этот период большого подъема в городе и районе достиг авиамодельный спорт, под руководством энтузиаста, безмерно влюбленного в свое дело Евгения Николаевича Делигентова. Сотни авиамоделистов получили путевку в небо из его рук.
Говоря о людях нельзя не сказать о технике, относящейся к этому периоду.
После ВОВ до реорганизации аэроклуба в качестве учебного использовался самолет Як-18, а спортивного – чехословатский самолет Z-326. Самым лучшим парашютом на то время считался Т-4. Среди планеров спортивного класса был большой выбор: КАИ-14, КАИ-19, «Вега», А-15, «Зефир», «Янтарь».
Авиамоделисты мастерили своими руками резиномоторные, кордовые, скоростные, таймерные и другие модели (кроме радиоуправляемых).
В названный период наряду с выполнением задач по подготовке такого большого количества авиационных специалистов и спортсменов, занимались воспитанием личного состава аэроклуба такие замечательные люди как: Зиновьев М., Орлов А.И., Тарасов, Сериков Н.С., Сапегин С.П., Мальцев С.А., Кочергин В.В., Перервин В.В., Макеев А.К., Рожков В.А., Журавлев П.П., Авилов В.К., Николаев А.Л. и многие другие.
Показывая личным примером огромное желание, энтузиазм, стремление достичь не просто хороших результатов, а завоевать лучшее, достойное место, они явились в авиационном деле маньяками, на которых ориентировалась не только шедшая на смену молодежь, но и опытные авиаторы.
1964 –1992
Продолжающееся эхо сокращения Вооруженных Сил СССР в 1950-60 г. прошла большая реорганизация авиационной системы ДОСААФ СССР. В феврале 1964 года все аэроклубы страны были реорганизованы в Авиационно-спортивные клубы (АСК), за исключением Авиационных центров. Более чем в два раза сократились штаты. Существенно изменяется задание клубам, как по форме, так и по качеству. В связи с этим на долгие годы «уходит» Серпуховского АСК самолетный спорт.
Планерное звено теперь готовит только спортсменов (ранее планеристам ставились и народно-хозяйственные задачи). Причем имеется в команде 3-4 человека, а это лишь 10% от общего числа ежегодно подготавливаемых планеристов. Несмотря на это серпуховские планеристы остаются на высоте. Подготовлено еще 5 мастеров спорта СССР. В 1968 году в сборную страны включается О.В. Пасечник (ныне являющийся тренером).
Только парашютное звено практически остается с прежними задачами, но с повышенными требованиями.
Так в 1968 году женская команда парашютисток становится чемпионом РСФСР, а команда клуба победителем Центральной зоны РСФСР. В последующие годы в АСК подготовлено 10 мастеров спорта и 2 мастера спорта Международного класса. Парашютисты неоднократно становятся победителями соревнований, в том числе и международных. Ю.М. Чернов – чемпион Европы, И.С. Крючкова – чемпионка мира.
Все же в 1969 году в аэроклуб возвращается самолетный спорт. И уже через два года подготовлены два мастера спорта: В. Семенова и В. Карабанов. А команда в Московской области становится лучшей. На следующий год АСК занимает призовые места на зональных соревнованиях, и в когорту мастеров спорта вливаются Т. Леонова, Л. Чернова, В. Савин, В. Поткин.
1973 год дает Серпухову абсолютного чемпиона РСФСР (В. Карабанов). 1974 год – становятся мастерами спорта – Лебедев А.В., Шамсутдинов А.Г. 1975 год – выполняют норматив МС СССР – Рогаткин А.Н. и работник завода «Металлист» Исаков О.А. 1976 год – значок мастера спорта появляется на груди Дегтярева А.М.
После этого вновь наступает длительный спад самолетного спорта в Серпуховском АСК, связанный с запретом пилотажа на самолетах Як-18А.
В 1980 году клуб приступает к освоению самолета Як-52 и уже через два года в Серпухове новый мастер спорта – Г.И. Каминский, который за успешное выступление на чемпионате РСФСР, приглашается в сборную СССР.
В 1983 году клуб подготовил сразу четырех мастеров спорта: Н.И. Гончаренко, В.Ю. Касатонов, В.А. Белоконь, А.П. Марков. В 1984 после зональных соревнований мастером спорта возвращается И.А. Пархоменко. Также по результатам зональных соревнований в 1985 году двум пилотам (Ю.В. Кочергин и В.С. Барабанов) вручается заветное удостоверение мастера спорта.
В 1985 году самолетный парк Серпуховского АСК насчитывал 16 самолетов Як-52, 4 самолета Як-50, 3 самолета Ан-2. Также в клубе находилось около 200 парашютов различных типов.
Заслуги АСК в эти годы выразились в том, что из 60 имеющихся в СССР клубов серпуховичи всегда находились в первой десятке, а в 1971 году были на 1-ом месте в стране, в 1978 году – на 2-ом и в 1985 году – на 3-ем.
Кроме спортивных мероприятий серпуховские летчики постоянно принимают участие в показательных полетах и спортивных праздниках в Тушино и других городах.
А в 1984 году состоялся такой авиационный праздник и на аэродроме «Дракино», первый после далекого 1961 года. Несмотря на плохую погоду (шел проливной дождь) увидеть своими глазами мастерство земляков пришло более 15 тысяч (!) серпуховичей и жителей района.
Оставить комментарий