Гонки между небом и землей

Red Bull Air Race – это захватывающее соревнование, в котором самые талантливые пилоты в мире состязаются друг с другом в гонке, где может победить только самый быстрый и точный ас.


А близость гонки к зрителям (полеты на небольшой высоте) – делает Air Race самым захватывающим и интересным зрелищем, позволяющим в полной мере почувствовать всю энергетику происходящих событий.

Взбесившийся красный бык

Идея организации воздушных гонок Air Race возникла в компании Red Bull в 2001 году. Задача заключалась в том, чтобы создать принципиально новую авиагонку, которая бросала бы вызов лучшим пилотам в мире. Компания стремилась придумать нечто большее, чем просто гонка на скорость – соревнование, в котором решающими факторами были бы точность полетов и мастерство пилотов.

В результате было решено, что должна быть построена серия специально разработанных препятствий, которые пилоты будут проходить на высокой скорости.
Для воплощения проекта компания обратилась к двукратному чемпиону мира по высшему пилотажу Петеру Бесеньеи по прозвищу «Бешеный» из Венгрии. Первая гонка состоялась уже в 2003 году на авиашоу AirPower в Цельтвеге, Австрия.

Событие имело грандиозный успех у зрителей и послужило началом новой эры авиационного спорта – авиаслалома. Шесть лучших пилотов мира приняли участие в знаменательном турнире в Цельтвеге, где Бешеный и стал победителем. Благодаря огромному интересу, проявленному к AirPower, в 2003 году был организован еще один турнир в аэропорту Тикил около Будапешта.

На следующий год решили провести уже три гонки. В июне 2004 года, город Кембл в Великобритании принимал Red Bull Air Race, в которой победил американец Кирби Чамблисс. Два месяца спустя авиаслалом снова вернулся в Венгрию, где турнир собрал почти миллион человек, заполонивших берега Дуная в Будапеште. И снова Чамблисс в тот день подтвердил свое звание короля неба.
Наконец, осенью 2004 года финал сезона прошел в городе Рино, США, где американец Майк Мангольд был признан победителем и стал первым коронованным чемпионом мира. Успех соревнований оказался таким значительным, что в 2005 году было решено создать мировую серию авиаслаломных гонок Red Bull Air Race World Series, состоящую как минимум из семи соревнований в сезоне по всему миру. А в 2006 году эта цифра была увеличена до восьми гонок.

На одном крыле…
Что же это за авиашоу, так стремительно завоевывающее мир? Каждая гонка состоит из четырех сессий – двух квалификационных раундов, а также первого и второго раундов. Гоночный трек имеет длину примерно в 1,4 км и состоит из серии «воздушных ворот», через которые должны пролетать пилоты. Это парные пилоны, высотой 20 м, сделанные из очень легкого парусного материала, который мгновенно рвется при соприкосновении с крылом или пропеллером самолета. Участники проходят один полный круг гоночного трека в каждом из четырех раундов.
В ходе гонок пилот должен выполнить несколько акробатических трюков: полную бочку, бочку в две четверти и «лезвие ножа» – пролет на боку, когда крылья расположены в вертикальной плоскости. Все эти манипуляции оцениваются жюри, которое решает, правильно ли пилот выполнил маневр, и начисляют штрафные очки. Победителем же становится тот, кто показал наименьшее суммарное время в двух раундах, включая полученные штрафные секунды. Баллы начисляются участникам после каждой гонки. По их сумме, набранной каждым пилотом в течение года, в конце сезона и определяется чемпион Red Bull Air Race World Series.

Воздушные болиды Air Race
Для выполнения столь сложных фигур высшего пилотажа необходима и соответствующая техника. Самолеты для аэробатики класса Unlimited, на которых летают пилоты Air Race, в основном состоят из карбоновых деталей, способных выдерживать перегрузки до 15 G, позволяя машине развивать скорость около 450 км/ч. Такие самолеты могут летать и на медленных скоростях до 100 км/ч, выполняя при этом невероятные маневры.
Максимальная скорость крена составляет 420 градусов в секунду, что эквивалентно 70 оборотам в минуту – при такой скорости вращения в штопоре пилот с трудом различает линию горизонта.
Несмотря на повышенные требования, предъявляемые к самолетам, и схожесть их возможностей, машины, на которых летают пилоты в гонках Air Race, существенно отличаются друг от друга. Например, французским самолетом CAP можно управлять практически двумя пальцами, тогда как российский самолет Су требует тяжелой работы от спортсмена. Кстати, стоимость одного самолета, подходящего для участия в Red Bull Air Race, составляет примерно 230 тысяч евро и, как правило, – это личные машины самих пилотов. Но наиболее подходящими для таких гонок считаются самолеты Extra и Edge, производящиеся в США: они обладают привлекательным сочетанием точности, маневренности и скорости полета. И о них, безусловно, стоит сказать несколько слов.

Extra 300 – это один из наиболее успешных самолетов-бестселлеров в истории высшего пилотажа. При производстве двухместных Extra 300L и одноместных Extra 300S используются карбоновое волокно, стальные трубы и алюминиевые листы, что способствует уменьшению веса и повышению упругости. В результате пилот может выполнять самые сложные фигуры высшего пилотажа на самолете Extra 300, возможности которого в воздухе практически не ограничены.
В свою очередь, Edge-540 – это фантастически маневренный самолет, разработанный специально для аэробатики.Он лучше поддается управлению и выдерживает большие перегрузки, чем F-16. Крылья у него из углепластика, сварной фюзеляж из стали, что позволило достичь неправдоподобно малого веса в 530 кг. Добавим к этому штатный 330-сильный двигатель Lycoming – и получим самое высокое соотношение тяги к весу для всех летающих сегодня аэробатических самолетов. Недаром Zivko Edge 540 служит примером самых передовых достижений в спортивном самолетостроении.
А доказательством тому является Кирби Чамблисс, который именно на этом самолете стал обладателем кубка мира по авиаслалому в 2006 году. Триумфально завершив последний, восьмой этап, прошедший в ноябре в австралийском городе Перт, он стал абсолютным чемпионом прошлого года, выиграв большинство гонок сезона.