Из давних времен люди перестали удивляться полетам на «железных птицах» , хотя каких-то сто лет назад в России были редкой диковинкой авиационные полеты, а первопроходцы авиации были народными кумирами. В то давнее время их называли «авиаторами», а аэропланы – «аппаратами». ВБольшой Советской Энциклопедии о развитии русской авиации до 1917 года говорится:
«Возникновение самолетостроения и воздухоплавания в России связано с организацией Всероссийского аэроклуба в Перербурге в 1908 году, который имел филиалы на Дальнем Востоке, а так же в Иркутске, Оренбурге, Нижнем Новгороде. На международной авиационной неделе в Петербурге в 1910г. Н. Е. Попов поставил мировой рекорд полета, продолжительностью 2 ч 04 мин и высотой 600 м. В 1911г. состоялся перелёт из Петербурга в Москву за 1 день, в котором участвовало 12 лётчиков, победитель А. А. Васильев. До 1914 года русские лётчики установили 10 мировых рекордов продолжительности, высоты и дальности полётов».
Больше нет записи в Большой Энциклопедии о достижении советских летчиков, но для нас и наших потомков это более чем достаточно — ведь история первого перелета из Петербурга в Москву 23 июля 1911 года – это история нашего народа.
Из статистики известно, что участвовало в этом перелете 12 авиаторов и аппаратов взлетело девять, а среди них были и двухместные, и в общей сложности долетел только 1 человек. Известно, что один участник погиб, второй получил тяжелейшие травмы и увечья, которые в скором времени привели его к смерти. Двое пилотов отказались от перелета, а остальные получили повреждения аппаратов и травмы различной степени тяжести. Но, победитель перелета преодолел расстояние в 725 километров и прилетел в Москву за 24 часа 41 минуту, что в сумме показывает пребывание его в воздухе только 9,5 часов, а остальное время он провел на земле, проводя ремонт и заправляя аппарат горючим.