89Среди реактивных самолетов советский тяжелый бомбардировщик М-4 можно назвать  первым серийным межконтинентальным носителем ядерного оружия. Главным конструктором этого самолета является В.М. Мясищев – профессор Московского авиационного института. После того, как Мясищев подал предложение в правительство о разработке стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тысяч км, И.В.Сталин поручил ему эту разработку, но только жесткими сроками ограничил эти работы.

Разработку нового бомбардировщика поручили ОКБ-23, вновь созданному в марте 1951 года,  согласно постановлению Совета Министров СССР. Его главным конструктором назначают В. Мясищева. В соответствии с тактико-техническими требованиями самолет «М» должен был иметь следующие основные характеристики: скорость 900 км/ч – на высоте 9000 м, максимальная дальность полета с бомбовой нагрузкой должна быть не менее 11-12 тысяч км.

Самолет разработан по нормальной аэродинамической схеме со стреловидным оперением и со стреловидным крылом, расположенным высоко. В аэродинамической трубе ЦАГИ во время проектирования было продуто множество моделей. Это позволило конструкторам разработать относительно легкое крыло кессонной конструкции большого удлинения, которое хорошо противостояло влиянию флаттера. В корневой части крыла установили два двигателя, в каждом из них свой воздухозаборник, не влияющий на работу при разных режимах. Для того, чтобы исключить воздействие горячих газов на хвостовое оперение и фюзеляж сопла двигатели развернули в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

В силовую установку входили четыре ТРД АМ-3А с тягой по 8700 кгс, разработанные конструктором А.А. Микулиным. Конструкторы при проектировании шасси приняли решение применить велосипедную схему. На основании проработки разных вариантов остановились на варианте с боковыми поддерживающими стойками на концах крыла и с  передней  «вздыбливающейся» тележкой. Практически было подтверждена правильность выбранного решения.  В конце разбега увеличивался угол атаки и приподнимался нос самолета. Машина взлетала почти без вмешательства пилота. Самолет  большого веса  достаточно легко управлялся и хорошо себя вел на взлетно-посадочной полосе.

Вооружение.

В этой модели максимальная бомбовая нагрузка составляла 24 т. Сброс бомб осуществлялся с помощью радиолокационного прицела РПБ-4. В самолете для самообороны предусматривались 6 спаренных автоматических пушек АМ-23 диаметром 23 мм. В двух гермокабинах, оснащенных катапультируемыми креслами, размещался экипаж бомбардировщика, который состоял из 8 человек. В конце 1952 года был построен первый опытный образец.

В январе 1953 года на этом самолете летчик-испытатель Ф.Ф. Опадчий совершил первый полет. Скорость полета достигала 947 км/ч на высоте 6700 м, максимальная полетная масса его составила 181,5 т. В отличие от первого опытного образца, второй образец «М» отличался длиной фюзеляжа, уменьшенной на 1 м, а также в нем изменилась конструкция передней стойки шасси и закрылков. После внесения изменений вес бомбардировщика снизился на 850 кг. В это же время начали готовить серийное производство, и бомбардировщику присвоили официальное обозначение М-4.