19 Сен
В ОКБ А.С.Яковлева в 1949 — 1950 гг. Был спроектирован и построен замечательный, маленький спортивный самолет Як-20 с мотором АИ-10 мощностью 80 л.с. (взлетный вес Як-20 всего 750 кг). Эта была машина, предназначенная для первоначального обучения и для спорта.
Два члена экипажа размещались в удобной кабине, закрытой большим сдвижным фонарем. Сидения располагались рядом. Это было очень правильное и разумное, на мой взгляд, решение. Я всегда считал, что пилотировать самолет, обучая полету курсанта или совершая просто спортивный полет, удобнее сидеть рядом. Все видно, чувствуешь локоть соседа. Мне много пришлось полетать на этом самолете и вот по какой причине. В процессе летных испытаний (летчик-испытатель Климушкин) при попытке открыть (сдвинуть назад) фонарь пилотов экипаж убедился, что сдвинуть фонарь в воздухе невозможно, не хватает сил. По заявлению экипажа, усилие на сдвижение фонаря назад (замеренное динамометром) 90 кг.
Нашлись и «теоретики», которые провели необходимые «расчеты» и доказали, что так и должно быть.
А.С.Яковлев вызвал меня и предложил разобраться в этом деле. Я согласился, но поставил условие, самому облетать самолет и все проверить в воздухе. Получив согласие Александра Сергеевича, я приступил к работе. Больших лобовых, а тем более тянущих сил быть просто не могло. Если на открытие, т.е. сдвижение назад, требуется усилие 90 кг, то это значит, что на колпаке фонаря должно быть давление и за вычетом трения должна быть сила около 60 кг, направленная вперед по полету. Значит, фонарь обладает тягой, большей чем тяга винта 80-ти сильного мотора. А это уже полная ерунда.
После осмотра конструкции сдвижной части фонаря я нашел причину возникновения больших сил. Под действием отсасывающих нагрузок на фонаре ролики перекашиваются и их заклинивает в направляющих рельсах. После устранения перекосов в конструкции фонаря, фонарь слегка сдвигался назад и обратно вперед на всех режимах полета. Усилия при этом не превышали 5-ти кг.
Вопрос был снят.
Я с большим удовольствием летал на этом самолете. Пилотировал его сам и на левом , и на правом сидении. Сваливался на виражах, естественно, допуская ошибки в пилотировании. Но самолет был отличным. И если такой «мировой», как я, шшот мог самостоятельно его пилотировать, совершая грубейшие ошибки, а самолет легко прощал их, то это говорит о замечательных летных характеристиках этого маленького самолетика. Жаль, что существовавшая в то время доктрина в ВВС и ДОСААФе об обязательном тандемном расположении экипажа на учебных самолетах, не дали возможности внедрить самолет Як-20 в большую серию и в нашу жизнь.
В настоящее время, практически, все современные пассажирские, транспортные и боевые самолеты (кроме одноместных истребителей) имеют кабины экипажей с рядным расположением сидений экипажа и самолет Як-20 был бы уместен.
Оставить комментарий