8 Мар
На основании 3-х летней программы восстановления авиационной промышленности, утвержденной Советом Труда и Обороны Российской Республики в декабре 1922 года, часть средств запланировали выделить бывшему Одесскому самолетостроительному заводу А.А. Анатра. Данному национализированному предприятию был присвоен статус Государственные авиационные мастерские №7 (ГАМ №7). В.Н. Хиони – летчик-испытатель завода Анатра являлся руководителем конструкторских работ в мастерских.
В 1923 году на базе самолетов «Анасаль» и «Анаде» был построен учебный самолет У-8 (Хиони №5), также его стали называть «Конек-Горбунок». Эту модель лайнера решили оснастить уже существовавшими стосильными двигателями «Фиат», поэтому довольно легко удалось решить вопрос о серийном производстве. В 1924 году осенью была выпущена серия самолетов, включающая 31 единицу. В октябре того же года комиссия приступила к приемке лайнера. К этому моменту лишь 19 единиц «Коньков-Горбунков» были оснащены двигателями, а оставшиеся 12 были в разобранном виде упакованы в ящики.
Комиссия сделала заключение о том, что серийный самолет полностью удовлетворяет техническим требованиям и может быть в виде школьного аппарата первоначального обучения принят на оснащение Воздушного Флота. Передача самолетов в эксплуатацию совпала с поступлением денежных средств от Общества Друзей Воздушного флота, трудящихся, поэтому на некоторых лайнерах согласно с бытовавшей в то время традицией были нанесены надписи, позволившие раскрыть «владельцев». Таким образом, стали известны самолеты «Харьковский жилокоор», «Ивановец» и другие. Лайнеры с таким названиями применялись на авиационных праздниках, неделях и авиационных полетах.
Но, «Конек-Горбунок» как учебный самолет оказался не очень пригодным, поскольку в это, же время на заводе «Красный летчик» в Петрограде начали серийно выпускать удачные учебные самолеты У-1 (Avro 504). Вскоре «Конек-Горбунок» начали использовать как самолет – аэропыл, чтобы бороться с саранчой и иными сельскохозяйственными вредителями. В этом данная модель прекрасно себя зарекомендовала и применялась до конца 20-х годов. Так «Коньки-Горбунки» как первые сельскохозяйственные самолеты вошли в историю отечественной авиации.
Конструктивные особенности самолета «Конек-Горбунок» У-8
Для начала 20-х годов самолет имел стандартную конструкцию: деревянный каркас крыльев и фюзеляжа, обтянутый полотном. Элероны и хвостовое оперение изготовлены из стальных труб. Причем на некоторых моделях У-8 элероны были изготовлены по типу лайнеров «Лебедь», со свойственным перегибом, повышающим жесткость. Самолет оснащался двигателем «Фиат», развивающим мощность 100 л.с., его капот был алюминиевый, а в первой кабине борта и гаргрот выполнены из фанеры. У воздушного винта «Интеграл» диаметр составлял 2,7 м. Для изготовления шасси использовались стальные трубы каплевидного сечения, имеющую резиновую шнуровую амортизацию. Обычно, колеса были без обтекателей с открытыми спицами. Ясеневый костыль деревянный, ориентирующийся. Топливные баки укреплялись под верхними плоскостями. Вначале баки имели емкость 45 л, в дальнейшем из-за недостаточной жесткости ее уменьшили до 40,5 л. Следует отметить, что «Конек-Горбунок» стал последним российским самолетом, использующим сказочно-былинную тему в своем названии.
Оставить комментарий