19 Сен
Сон и питание – основа летания! Сон – крепкий, завтрак – плотный. Чемпион Америки по высшему пилотажу Кирби Чэмблисс говорит, что на полный желудок перегрузки переносятся легче. Живет известный американский «пилот-акробат» на ранчо Flying Crown Rancho в Аризоне среди таких же, как он, фанатов неба и скорости. У каждого из них в гараже вместо скоростного автомобиля одномоторный спортивный самолет.
У Чэмблисса это сине-желтый Edge 540 производства Zivko Aeronautics, Inc. с красными бычками на фюзеляже. Цена чуть меньше, чем у Ferrari, удовольствия несравненно больше. Тренировочный воздушный трек совсем рядом, в безлюдной пыльной пустыне. Именно здесь Кирби оттачивает свое мастерство в пилотировании спортивного самолета, когда он свободен от гонок. Найти его несложно, ориентир – пять пар наполненных воздухом и «прибитых» к земле огромных конусообразных вешек из «парусины», выполняющих роль слаломных ворот. Кирби Чэмблисс проходил их бессчетное число раз, снова и снова повторяя зачетное упражнение. В этом году у него десять «сражений» за право называться чемпионом мировой серии. В Великобритании и США, в Испании и Германии, в Объединенных Арабских Эмиратах и Австралии, в Венгрии и Турции. А теперь и в России. В середине июня, разрывая тишину знаменитых питерских «белых ночей», в небо над Петропавловской крепостью поднимутся легкие спортивные машины, чтобы в воздушной схватке определить победителя российского этапа Red Bull Air Race.
Австро-венгерское know how
Вначале было слово… Нет, слова, поступки, гонки, овации и бьющий через край адреналин – все это было позже, гораздо позже. В самом начале была идея, авторство которой делят между собой два человека: венгерский летчик, многократный чемпион мира по высшему пилотажу Петер Бешеный (это его настоящая фамилия) и австрийский миллиардер Дитрих Матешитц, отец-основатель компании по производству энергетических напитков Red Bull. Кто из них первым предложил идею воздушной «Формулы-1», сейчас уже не важно. Главное, что именно им в соавторстве со многими другими людьми, превратившими смелую идею в великолепное воздушное шоу, удалось найти прекрасный способ объединить между собой два вида спорта: авиационный и автомобильный. Другими словами – создать некий аналог шоссейно-кольцевой «Формулы-1», только в воздухе, используя в качестве скоростных болидов современные модели спортивно-пилотажных самолетов. На то, чтобы воплотить в реальность концепцию мировой серии Red Bull Air Race, было потрачено несколько лет. Для Дитриха Матешитца авиация – одно из главных увлечений в жизни. Главе компании Red Bull принадлежат несколько раритетных воздушных судов (знаменитый четырехмоторный Douglas DC-6B в прекрасном рабочем состоянии, построенный в 1958 году и принадлежавший когда-то лидеру югославских коммунистов Иосипу Броз Тито, бомбардировщик и палубный истребитель времен Второй мировой войны
B-25J MITCHELL и Corsair F4U-4). Кроме того, он спонсирует команду мастеров воздушной акробатики: итальянскую четверку Red Bulls и чешскую Flying Bulls Aerobatics Team, пилотажную группу, возглавляемую непревзойденным воздушным «акробатом» Петером Бешеным. Подтянутый и вечнозагорелый пятидесятилетний венгр с лицом и манерами американского ковбоя оказался для амбициозного Матешитца настоящей находкой. Владея высочайшей техникой пилотирования, Бешеный не только смело, старательно и необыкновенно точно исполняет уже имеющиеся сложнейшие фигуры высшего пилотажа, но и придумывает новые. Поэтому именно ему австрийский миллиардер поручил разработать правила и процедуру прохождения трассы для нового вида спорта, который называют авиаслаломом или просто воздушными гонками. Бешеный с энтузиазмом принялся за работу: сам «рисовал» трассу (маршрут прохождения), сам разрабатывал препятствия (ворота) и упражнения (обязательные фигуры), которые должен выполнить участник соревнований в зачетной попытке. В результате появились необыкновенно увлекательные и зрелищные гонки, объединенные в мировую серию Red Bull Air Race.
От Дуная до Невы
Первая воздушная гонка Red Bull Air Race с участием шести пилотов состоялась в 2003 году в австрийском городе Цельтвег. В этот момент о проведении новых соревнований в данной дисциплине и их объединении в мировую серию не было и речи. Организаторы предложили обывателям новое развлечение, и те от него не отказались. Более того, приняли «на ура». Посмотреть на воздушные гонки в Австрию съехались несколько сотен тысяч зрителей. «Шоу должно продолжаться», – сказали они Матешитцу. «Согласен», – ответил глава Red Bull и спустя несколько месяцев привез воздушную «Формулу-1» в Венгрию. В следующем, 2004 году, состоялись три гонки: в Великобритании, Венгрии и США. В первых двух победу праздновал американец Кирби Чэмблисс, в последней – его соотечественник Майк Мэнголд. Примечательно, что во время проведения соревнований в Будапеште количество зрителей, облепивших набережные Дуная, – на этот раз гонка проводилась прямо в столице – приблизилось к миллиону. Успех Air Race оказался столь оглушительным, что чиновники из Red Bull, отвечающие за организацию соревнований, решили учредить мировую серию Air Race World Series.
В этом году количество этапов мировой серии возросло до десяти. Наконец и российские поклонники авиаспорта своими глазами увидят гонку, которая каждый раз собирает сотни тысяч зрителей. Правда, над Красной площадью и Кремлем пилотам «порезвиться» не удастся. В этом году российский этап воздушной «Формулы-1», как уже было сказано, состоится в Санкт-Петербурге. Для Северной столицы он станет событием века, так как еще никогда городские власти не давали «добро» на полеты в самом центре города на столь низких высотах. Четыре метра над водной поверхностью – когда еще увидишь такое?
Одиннадцать асов, один чемпион
Red Bull Air Race нельзя назвать командной гонкой. Это прежде всего индивидуальные соревнования воздушных асов, которые определяют самого удачливого из тех, кто заявлен в качестве официального участника мировой серии. Почему удачливого? Потому, что в высочайшей квалификации каждого из них сомневаться не приходится. Только лучшие из лучших получают право участвовать в гонках. Для зрителей это шоу, для участников – труднейшее испытание на выносливость. В чемпионате 2006 года выступают 11 пилотов: трое из США, трое из Великобритании, по одному – из Франции, Испании, Германии, Венгрии и Нидерландов. Вступление в «клуб избранных» не является чем-то исключительным, однако для того, чтобы составить компанию уже зарегистрированным участникам, претендентам придется пройти жесткий отбор на тренировочном сборе и принять участие в квалификационной гонке. Скорость самолета при выполнении зачетной попытки варьируется от 200 до 400 км/час. Но ведь он не летит по прямой – при выполнении маневров во время обязательной программы перегрузки достигают 10g.
От пилота требуется дважды пройти слаломную трассу длиной около 1,4 км с расставленными на ней вешками в определенной последовательности. Воздушные ворота – два или четыре 18-метровых пилона из сверхлегкого материала. Пилоны, отмеченные синим цветом, устанавливаются на расстоянии 14 метров друг от друга, красным – 10 метров. Через «синие» ворота самолет проходит горизонтально, через «красные» – развернувшись на 90 градусов. «Острие ножа» – это когда одно крыло смотрит в небо, другое направлено
в сторону земли. Ошибки при преодолении дистанции (столкновение с воротами) наказываются штрафными секундами. При контакте с крылом самолета пилон рвется и опадает, после чего бригада стюардов в течение нескольких минут ставит новый. Выигрывает тот, кто по сумме двух попыток показывает лучшее, то есть минимальное, время с учетом набранных штрафов. Пренебрежение мерами безопасности означает дисквалификацию спортсмена. За первое место пилот получает 6 баллов, за второе – 5 и так далее. Чемпионом мира по окончании сезона становится тот, кто набирает максимальное число баллов.
… светла Адмиралтейская игла
Лучшие в мире спортивно-пилотажные машины для авиагонок делают в США, Германии и России. Наши «яки» и «сушки» получили высокую оценку у отечественных пилотов и их зарубежных коллег, однако участники Red Bull Air Race российской техникой не пользуются. Исключение составляет «Су-26», на котором в прошлом сезоне выступал испанец Алехандро Маклин. В этом году он сам и ряд его коллег выступают на американской машине Zivko Edge 540, другие предпочитают немецкий бренд Walter Extra – модели Extra 300L. Петер Бешеный сочетает в своей работе Extra 300S и Velox Revolution американской компании Velox Aviation Inc.
Российский этап мировой серии Red Bull Air Race в Санкт-Петербурге примечателен тем, что впервые соревнования будут проходить в вечернее время. Знаменитые питерские «белые ночи» способствуют этому как нельзя лучше. Гоночный трек разместится в акватории Невы на участке реки, ограниченном Дворцовым, Биржевым и Троицким мостами. Последний уже вошел в историю развития отечественной авиации благодаря Валерию Чкалову, который в 1927 году пролетел на военном истребителе под одним из его пролетов. За этот маневр легендарный летчик отсидел на гауптвахте и чуть было не попал под трибунал.
Сегодня «подвиги» летающих акробатов собирают огромные аудитории. На втором этапе Red Bull Air Race, прошедшем 6 мая этого года в Барселоне, авиагонки бросили дерзкий вызов самому футболу. Одновременно с воздушными баталиями проходил матч чемпионата Испании между командами «Барселона» и «Эспаньол», собравший 65000 болельщиков. В это же время за воздушными безумствами гонщиков наблюдала армия фанатов в один миллион человек.
Оставить комментарий