Небольшой по размерам (площадь крыла всего 8,3 кв.м) учебно-тренировочный одноместный пилотажныи низкоплан с открытой кабиной (Техническое описание и инструкция по эксплуатации самолета УТ-1, М. Оборонгиз, 1939; «Техника воздушного флота» 1-1938, с.83). Двигатель первоначально М-11. Самолет создавался как переходный с двухместного учебного скоростного моноплана и как тренировочный для летчиков-истребителей (Отчет о госиспытаниях самолета АИР-14. НИИ ВВС, 1936).

Конструкция УТ-1 повторяла предыдущие в основных чертах. Каркас фюзеляжа в виде фермы, сварной из мягких стальных труб с расчалками из проволоки ОВС (рояльной); обшивка полотно на легком фанерном и реечном каркасе, придававшем выпуклость граням. Крыло не разъемное, цельное двухлонжеронное деревянное, причем лонжероны сближались к его концам. Этот тип крыла перешел потом в истребитель Як-1. Каркас оперения и элеронов дуралюминовый, компенсации не было. Обшивка везде полотно. Нормальная центровка самолета 27% САХ. Шасси пирамидальной схемы с резиновой пластинчатой амортизацией, очень прочное. Для проверки Ю.И. Пионтковский выполнил за один день 300 посадок, а потом тысячу посадок за несколько дней.

Самолет проходил госиспытания в 1936 г с двигателем М-11 в 100 лс. Летные показатели были хорошие, но самолет было строг в пилотировании так как предназначался для подготовки летчиков для еще более строгого истребителя И-16 (Отчет о госиспытаниях самолета АИР-14 НИИ ВВС, 1936). В 1937 г самолет был предъявлен повторно с двигателем М-11Г в 115 лс и доработками по замечаниям ВВС. Результаты получились положительные, и с этим двигателем самолет был запущен в серию. Позднее с двигателем М-11Е в 150 лс было достигнуто еще лучшее соответствие между размерами, массой и мощностью.

В отчете НИИ ВВС была отмечена отличная маневренность самолета, хорошее выполнение фигур и легкость обслуживания (Отчет о госиспытаниях самолета АИР-14 НИИ ВВС, 1936). Самолет оставался строгим в пилотировании, что приближало его по характеристикам к И-16.

Серийная постройка началась осенью 1936 г на двух заводах, из которых один до этого самолетов не выпускал. Поэтому вначале были определенные трудности, а главное не сразу удалось наладить сварку фюзеляжей и двигателей, мешали деформации при сварке. Понемногу рабочие и ИТР нашли свои приемы сварки (иногда без помощи опытного завода), и все стало получаться. За 1937-1940 гг был выпущен 1241 самолет.

Самолет показывал рекордные достижения в руках летчиков высшей квалификации, но требовал самого внимательного к себе отношения, соответствующей подготовки летчиков. Но он и не предназначался для массового обучения летного состава. УТ-1 успешно использовался как переходный к И-16, как тренировочный для командиров, инструкторов и летчиков-истребителей и как спортивный.

На самолетах УТ-1 было установлено восемь международных рекордов скорости, дальности и высоты. В 1939 г на УТ-1 была удлинена на 260 мм моторама, центровка самолета стала более передней, благодаря чему значительно улучшилась продольная устойчивость и упростилась техника пилотирования. Одновременно винтомоторная группа была приспособлена для перевернутого полета. Исключительно высокие пилотажно-акробатические качества УТ-1 оставались непревзойдёнными до 50-х годов и высоко оценивались летчиками мастерами высшего пилотажа. На одном серийном экземпляре Л.И. Сутугин установил пулемет, двигатель М-12 и масляно-воздушную амортизацию взамен резиновой. Была небольшая серия их, но с М-11. Во время войны, в 1941 г, А.И. Волков (мастер по вооружению) установил на УТ-1 два пулемета ШКАС (по 200 патронов) под крылом у стоек шасси. Инженер К.А. Москатов вооружил УТ-1 двумя пулеметами ШКАС и снарядами РС. Были и еще неучтенные случаи аналогичного вооружения.

В 1937 г самолет был поставлен на поплавковое шасси. 21 октября 1937 г летчик Д.Н. Федосеев выполнил на нем дальний рекордный перелет Москва-Уфа (1174 км по прямой) международный рекорд дальности. А еще раньше, 2 октября, Ю.И. Пионтковский пролетел дистанцию в 100 км со скоростью 218 км/ч тоже рекорд поплавкового самолета этого класса. В ОКБ было еще десять экземпляров разных модификаций УТ-1, в том числе с крылом профиля ВВС (неудачным, так как возросла посадочная скорость), с плавающими элеронами (1938 г), с измененным шасси, с различными винтами и др.