По сравнению с самолетами других ОКБ, на самолетах «Як» установлено не так уж много мировых рекордов — 86. Но преобладающая часть их достигнута до того, как в результате многократного расширения номенклатуры рекордов, регистрируемых ФАИ, произошла девальвация понятия «рекорд».

Наша страна вступила в ФАИ в 1935 г., до этого все мировые рекорды, установленные советскими летчиками, были неофициальными, что не снижает их значимости.

Среди мировых рекордов, установленных на самолетах ОКБ им. А. С. Яковлева, особенно выделяются следующие достижения:
первые советские мировые рекорды.
Их установил Юлиан Пионтковский 19 июля 1927 г. в перелете Севастополь — Москва на первом самолете А. С. Яковлева АИР-1;
первые советские официальные мировые рекорды для легких самолетов, общий и женский.
Установлены соответственно 19 октября 1936 г. в перелете Ейск — Черкассы и 4 июля 1937 г. в Тушине. Рекорды под № 5, 6, 14, 16, 17 — «дипломированные», т. е. отмечены специальными дипломами ФАИ как особо сложные. Рекорды с № 6 по №19 в свое время не были превышены. Их аннулировали в связи с введением новой классификации самолетов;
послевоенные мировые рекорды, установленные 6 и 16 сентября 1949 г.
Рекорд от 16 сентября, как особо сложный, отмечен медалью Луи Блерио. Та же награда дана и за рекорд от 26 июля 1977 г., когда впервые на советском легком поршневом самолете была получена рекордная скорость по прямой;
рекорды скорости на Як-11
Установленные Н. М. Головановым и Я. Д. Форостенко, продержались почти четверть века — с 1951 по 1975 г.;
рекорды с грузом
Установленные 17 декабря 1955 г. на самом большом и грузоподъемном вертолете в мире Як-24. Это было первое свидетельство успехов нашей страны в развитии больших вертолетов;
рекорды высоты и скорости на первых отечественных реактивных самолетах учебного и спортивного назначения Як-30 и Як-32, знаменовавшие успешный старт этого нового для нашей страны класса самолетов;
рекорды высоты с грузом, установленные в 1955 г. на специализированных высотных самолетах РВ, показавшие высокий уровень этого вида техники на фоне высотных полетов американского самолета Локхид U-2;
рекорды на первом в мире сверхзвуковом самолете вертикального и короткого взлета и посадки Як-141.
Широта тематики ОКБ им. А.С. Яковлева позволяла устанавливать рекорды на многих типах машин. Это учебные и спортивные самолеты как поршневые, так и реактивные; легкие гидросамолеты; вертолет; реактивные пассажирские самолеты; сверхзвуковой боевой самолет — всего 19 типов летательных аппаратов.