sr71-iКомпания «Локхид» разработала самолет-разведчик SR-71. Эта самая быстроходная в мире модель самолета была создана  под руководством Келли Джонсона, автора разработок таких известных самолетов, как  F-117 Стелс и F-104 «Старфайтер».

Прототипы самолета-разведчика SR-71

В 1957 году начали разрабатывать эту модель самолета. В течение нескольких лет выполнялись конструкторские работы, а потом строительство и  доводка прототипов. В результате получился необычный самолет во всех отношениях: прозвище «Титановый гусь» получил один из первых прототипов, в котором 85% его конструкции были изготовлены из титана, и 15% выполнены из композитных материалов.  Следует отметить, что экипаж самолета не может покинуть кабину на протяжении получаса, то есть пока не остынет его борт, его гофрированная обшивка способна выдерживать скоростной нагрев до температуры 315º.

Первый полет самолета, обозначенный А-11, был совершен 26 апреля 1962 года, а в июле 1963 года на нем смогли достичь скорости, превышающую скорость звука в три раза, то есть М=3. Одноместные разведчики А-12, принадлежавшие ЦРУ, были выпущены небольшой серией. Эти самолеты в 1967-1968 годах выполняли полеты над территориями Северного Вьетнама и КНДР. Седьмой прототип получил обозначение YF-12, был создан в варианте скоростного перехватчика, но его не стали выпускать серийно. Двухместный разведчик SR-71A, а также его учебно-тренировочные  модели SR-71C и SR-71B стали наиболее совершенными из всей серии A-12/YF-12/SR-71.

Испытания SR-71

В декабре 1964 года начали испытывать SR-71, и уже  в январе 1966 года ими оснастили 4200-е стратегическое разведывательное авиакрыло. В июне 1966 года это авиакрыло было преобразовано в 9-е стратегическое разведывательное авиакрыло, включающее 2 эскадрильи – 1-ю и 9-ю. В конце 1967 года компания «Локхид» передала ВВС 31-й самолет SR-71.

Безусловно, широкой публике не так много известно о боевом использовании SR-71. В течение 1968-1972 годов дни проводили фотосъемку Северного Вьетнама, в 70-е и вначале 80-х годов довольно много раз вмешивались в воздушное пространство Китая и КНДР, а также осуществляли агентурные полеты вдоль границ Советского Союза. SR-71, обладающие огромной скоростью и большой высотой полета, оставались неуязвимыми, поскольку длительное время им удавалось совершать разведывательные полеты почти в любой точке земного шара.

1 сентября 1974 году SR-71 совершал полет на выставку в Фарнборо, и при перелете  через Атлантику установил рекорд трассы Нью-Йорк- Лондон, при этом он расстояние в 5584 км преодолел за 1 час 54 минуты 56,4 секунд. Но, из-за высокой стоимости эксплуатации и недостатка запасных частей, эти модели самолетов в конце 80-х годов  сняли с вооружения «Блэкбердов». В 1991 году после операции «Буря в пустыне» удалось установить, что спутники-шпионы не способны заменить эту уникальную модель. В 1995 году две модели SR-71 были расконсервированы и модифицированы, и до сих пор стоят на вооружении 9-го стратегического разведывательного авиакрыла, находящегося  на авиабазе Эдвардс.