320493-alexfas01В 1977 году  был восстановлен АИР-1 — первый самолет академика А.С. Яковлева. Данная модель самолета была восстановлена к 50-летию ее создания, и в музее ОКБ она  заняла почетное место наряду с такими историческими лайнерами, как Як-3, УТ-2, Як-15 и другими.

Краткое техническое описание самолета АИР-1

Самолет АИР-1 являлся  двухместным расчалочным одностоечным бипланом, изготовленным из отечественной фанеры и сосны. У него были открытые кабины. Для сборки цельнодеревянной конструкции использовали клей и гвозди. В состав фюзеляжа входило четыре сосновых лонжерона, распорки, расчалки и стойки.

Гаргрот хвостовой части,  и передняя часть самолета  всплошную зашивались фанерой, ее толщина составляла 2,5 мм. В фюзеляже хвостовая часть обтягивалась полотном. При этом, полотно отсутствовало сверху фанерной обшивки. Бруски под мотором изготавливались из ясеня, и их устанавливали на двух ажурных рамах, выполненных из фанеры толщиной 15 мм. На специальной пирамиде, опирающейся на распорки,  устанавливалось переднее сиденье.  К верхним лонжеронам фюзеляжа на тросах подвешивалось заднее сиденье, которое для жесткости расчаливалось стальной проволокой.

Деревянные крылья расчаливались внутренними крестами. В состав каждого крыла входило два коробчатых лонжерона, нервюры и распорки. Нервюры ферменного типа изготавливались из реек размером 5х8 мм. До лонжерона передняя кромка обшивалась фанерой. Сосновая рейка прокладывалась по задней кромке. У крыла профиль – «Геттинген» («Прандтль»). На шаблоне выгибался эллиптический конец крыла, и затем его клеили из тонких планок. Элероны подвешивались на рояльных петлях. Нижний и верхний элероны соединялись между собой и обладали качалкой жесткой тяги.

В бипланной коробке стойки были цельными, деревянными, а ленты расчалки – металлическими.  Хвостовое оперение, изготовленное из дерева, было очень прочным и легким. К фюзеляжу оно расчаливалось с помощью стальной проволоки. Благодаря стабилизатору можно было осуществлять перестановку угла на земле. Носовая часть элеронов и рулей представляла собой обтекаемую и довольно жесткую  фанерную коробку. Неубирающееся шасси изготавливалось из V-образных стальных труб, имеющих сечение 30х27 мм с деревянными обтекателями. Данное шасси было рассчитано на грубые посадки, его колеса соединялись осью. Резиновый шнур служил амортизатором. В самом конце хвоста  ориентирующийся костыль из ясеня укреплялся  на стальной трубе. Труба непосредственно связывалась с  четырьмя лонжеронами фюзеляжа. В зимнее время устанавливались лыжи вместо колес. Колеса весили 15 кг, а лыжи – 30 кг.

В центроплане верхнего крыла устанавливался бензобак на 50 кг, и самотеком горючее поступало в двигатель. Прямо из картера заливалось масло. Капоты, закрывающие нижнюю часть картера и цилиндров, выколачивались из алюминия толщиной 1 мм, и закреплялись на фюзеляже благодаря  шомполам из стальной проволоки. Только в задней кабине размещались приборы и органы управления. Управление было тросовым, стальные балансиры устанавливались в местах перегибов, ролики отсутствовали. Управление самолетом  было довольно мягким, без люфтов.