19 Сен
Этот небольшой спортивный высокоплан начал проектироваться уже в МКБ, а его изготовление завершилось в 1933 г. В статье, помещенной в журнале «Самолет» №1 за 1934 г., Грибовский так излагал идею самолета Г-10: «Развитие спортивной авиации, развертывание сети аэроклубов, большое количество летного состава, нуждающегося в постоянной тренировке, вызывает колоссальный расход горючего и капитальные затраты на постройку ангарной площади, задерживает темпы развития спортивной авиации.
Одним из основных путей сокращения этих расходов является введение в нашу систему дешевого, маломощного, с малыми габаритами самолета, с летной стороны отвечающего всем требованиям тренировщика. Если мы сравним стоимость самолета со 100-сильным мотором и мотором в 65 л.с. мы получим 65% экономии, в то же самое время у нас примерно на 40% сократится расход горючего. Требование на ангарную площадь убавится больше чем на 50%, кроме того, мы получим еще целый ряд эксплуатационных выгод».
В октябре — ноябре 1933 г. самолет Г-10, оснащенный опытным отечественным двигателем М-23 мощностью 65 л.с., успешно прошел государственные испытания на летно-испытательной станции ВВА им. Н.Е.Жуковского. Кроме ведущего летчика-испытателя Т.Т.Алтынова, в облете самолета приняли участие еще семь летчиков из НИИ ВВС, Военно-Воздушной академии им. Жуковского, Осоавиахима и одного из авиазаводов. В отзывах летчиков отмечалось, что Г-10 может быть использован в качестве спортивно-тренировочного для аэроклубов, школ ВВС и ГВФ.
Двигатель М-23, однако, разделил судьбу многих опытных изделий и серию не пошел. По этой причине Г-10 длительное время не эксплуатировался и хранился в ангаре.
В начале 1935 г. известный летчик-спортсмен Центрального аэроклуба СССР Н.Д.Федосеев предложил включить самолет в намеченный на сентябрь года круговой перелет спортивных самолетов протяженностью 5500км. (Перелет этот неоднократно будет упоминаться в дальнейшем, в частности, в связи с самолетами Г-15 и Г-20. Поэтому уместно привести его полный маршрут: Москва — Горький — Казань — Сарапул -Пермь — Свердловск — Челябинск -Магнитогорск — Оренбург — Куйбышев — — Саратов — Сталинград — Луганск — Сталине — Днепропетровск -Киев — Брянск — Москва).
Для осуществления своего предложения Федосеев нашел старенький двигатель «Вальтер» мощностью 65л.с., лично перебрал его и установил на самолет.
Перелет, как и планировалось, занял 7 дней. Г-10 шел вне конкурса, так как имел мотор меньшей мощности, чем остальные машины, оснащенные серийными М-11. Несмотря на это, Г-10 успешно прошел весь маршрут, практически наравне с другими участниками. Летчик Федосеев за проявленную инициативу и успешный перелет был награжден призом Наркомата обороны СССР -золотыми часами.
Отсутствие серийных отечественных моторов мощностью порядка 60 л.с. не позволило внедрить Г-10 в более широкую эксплуатацию, и все ограничилось постройкой единственного экземпляра.
Оставить комментарий