air3-iСамолет АИР-2 «Пионер» был построен на средства, собранные пионерами, в 1928 году. Для нашей страны не снижалась военная опасность, поэтому люди с энтузиазмом продолжали собирать деньги на оборону страны. Взносы были направлены на то, чтобы создать новый двуместный самолет А.С. Яковлева – АИР-3 «Пионерская правда». Самолет АИР-3 начали разрабатывать после того, как Комиссия по большим советским перелетам Центрального совета Осоавиахима СССР  поручило Военно-воздушной академии создать маломощный самолет с максимальной возможной продолжительностью и дальностью полета. На этом самолете должны были совершаться дальние агитполеты и перелеты.

Конструирование и строительство самолета поручили А.С. Яковлеву. Слушатель второго курса ВВА был хорошо известен как конструктор АИР-1 и АИР-2. Яковлев, учитывая поставленную задачу, требовавшую большего аэродинамического совершенства, разработал самолет по новой схеме моноплана для себя, при этом он ряд деталей использовал из бипланных машин. С того момента все самолеты Яковлева являются монопланами.

Конструктивные особенности АИР-3

Самолет АИР-3 являлся парасолью, потому что его крыло было приподнято над фюзеляжем. По мнению конструктора, такое положение крыла было наиболее выгодным, т.к. благодаря нему обеспечивалась устойчивость в полете, подача горючего самотеком, прекрасный обзор и удобный доступ в кабины.

При проектировании АИР-3 основное внимание было обращено на аэродинамические характеристики, возможное увеличение полезной нагрузки и облегчение машины. Но вес нагрузки не превышал веса конструкции, чтобы исключить опасность чрезмерного понижения запаса прочности. Использовался новый метод обшивки крыла: не полотно с расчалками, а фанера применялась от верхней части заднего лонжерона  и до нижней части переднего лонжерона  через переднюю кромку. Это позволило приобрести хорошее обтекание именно той части крыла, у которой было особенно важно сохранить профиль и которую, как правило, сильно искажало полотно. Для того, чтобы повысить скорость пришлось мидель фюзеляжа уменьшить до размеров 600х900 мм, что, безусловно, отразилось на комфорте кабин. Самолет оснащался двигателем «Вальтер», мощностью 60 л.с., который доставляли из Чехословакии. В крыле размещались три бака, в которых запас топлива составлял 176 кг. Этот запас топлива был рассчитан на дальность полета 1700-2000 км и на 14 часов полета.

Самолет АИР-3 начали строить в апреле 1929 года. Его постройкой занималась часть на авиазаводе п/я 39 имени Менжинского и  при поддержке Осоавиахима — часть в мастерских ВВА.  Сборкой самолета занимались механики учебно-летной эскадрильи Академии. Самолет вышел из цеха в конце июня 1929 года. Комиссия по испытаниям сравнила эту модель с зарубежными моделями самолетов такого же класса. В результате сравнительных испытаний самолет АИР-3 оказался лучшим из них, включая надежность и экономичность, поэтому может смело конкурировать с новейшими серийными моделями популярных западноевропейских компаний «Потез», «Де Хэвилленд», «Авро» и др.