i380-iВ СССР в начале 50-х годов из-за угрозы нанесения массированного ядерного удара по стране, начали бурно разрабатывать класс истребителей-перехватчиков. Их разработками занимались не только «лайнерские» КБ, но и организации, создававшие авиационные материалы и ракеты, системы наведения и управления и радиолокационную технику. К этому времени «чисто истребительное» ОКБ-155 под руководством А.М. Микояна уже создало такие самолеты, как МиГ-15 и МиГ-17, поразившие весь мир.

Бюро завершало работу над проектом нового сверхзвукового 2-х двигательного прифронтового истребителя СМ-9 (МиГ-19) и его собрата-перехватчика СМ-7 (Миг-19П).  Последняя модель, несмотря на то,  что имела радиолокационный прицел, но не могла самостоятельно вести длительный поиск цели. Пилот, обнаружив цель, концентрировал внимание на экране РЛС, чтобы вести огонь, и поэтому отвлекался от управления самолетом. Для увеличения эффективности работы перехватчика в воздухе необходимо было создать единую замкнутую систему перехвата воздушных целей, состоящую, как из наземных, так и из бортовых средств информации и управления, при этом нужно было максимально автоматизировать процессы боевого полета истребителя.

История самолета И-3

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 3.06.1953 г., ОКБ-155 получило задание спроектировать и построить опытный фронтовой истребитель И-3 (И380), оснащенный новым мощным двигателем, разработанные в ОКБ В.Я.Климова в 1949 году. Его планировали устанавливать на новые советские перехватчики, рассчитанные на максимальную скорость полета около 2000 км/ч. Эта модель самолета стала одной из первых в СССР 2-х контурной ТРД с форсажной камерой.

Первый опытный образец самолета, оснащенный 3-мя пушками НР-30, необходимо было представить на государственные испытания в 1 квартале 1956 года. Это же Постановление предусматривало и разработку на базе И-3 модели перехватчика, оснащенного РЛС «Изумруд» и 2-мя пушками НР-30. В 1954 году был утвержден эскизный проект, согласно которому у И-3 (И-380), имеющему взлетный вес 8954 кг, максимальная скорость на высоте 10 тысяч м  должна была составлять 1775 км/ч, и на форсаже — 1274 км/ч у земли.  Расчеты велись при условии, что двигатель ВК-3 будет обладать тягой – 5160 кг на номинальном режиме работы, 6250 кг – на максимальном режиме, 8400 кг – на форсаже. Опытный образец И-3 был построен, но не взлетел в воздушное пространство из-за неготовности двигателя.

В 1954 году, кроме строительства опытного образца фронтового истребителя И-3, на его же базе параллельно разрабатывали перехватчик И-ЗП (И-410), который планировали оснастить новой самолетной РЛС Алмаз вместо заданной станции Изумруд. Самолет должны были представить на государственные испытания в мае 1955 года. В августе 1954 года начали проектировать и строить  самолет. В конце года была завершена разработка конструкторской документации, и начали сборку авиалайнера. В 1955 году было завершено строительство самолета, но испытания из-за отсутствия двигателя ВК-3  не проводились. В дальнейшем этот самолет планировали оснастить  системой перехвата «Ураган-1» и двигателем АЛ-7Ф.