i2-iСамолет И-2 начали изготавливать 1 февраля 1924 года. О дальнейших событиях известно немного, только, в основном, о скандальном разбирательстве 1924-1925 годов, когда во время испытаний И-2 и Ил-400  возник вопрос, кто является автором этих лайнеров? Причем возбуждение вопроса осуществлялось в том смысле, который мог возникнуть, только в рабоче-крестьянском государстве. В этом случае была предпринята попытка «окоммунизить», сделать безликим процесс творчества, чтобы самолет стал коллективным продуктом, не имеющим не только авторства, но и ответственности.

Так произошло с группой конструкторов, занимающихся разработкой Ил-400. Поликарпов и его коллеги не стали состязаться с советской бюрократией и все права на самолет передали авиазаводу №1. Когда третейский судья должен был устанавливать авторство на И-1 и И-2, тогда Григорович заявил, что самолеты И-1 и И-2 от идеи и до мельчайших деталей были проработаны им совместно с инженерами А.Н. Сидельниковым и  В.Л. Корвиным в сотрудничестве с чертежниками Шварцем, Никитиным и другими.  Инженер Калинин В.В.  сделал эскизы бензопроводов и бензиновой лампы, которые не нашли применения. Инженер Крылов А.А. по эскизам Григоровича работал над деталями управления.

У Григоровича оппонентами выступали инженеры Успасский, Сутугин, Широков. Они ему пытались припомнить, что он, пользуясь положением технического директора, ставшим осенью 1923 года, уезжал в Ленинград во время работы,  поверхностно руководил проектированием и постройкой самолетов. Но директор не собирался уступать своего лидерства, и ему удалось выиграть этот спор. Григорович на самолеты И-1 и И-2 представил черновики расчетов, первоначальные эскизы, заводские синьки окончательного вида этих моделей.  Все-таки авторство признали за Д.П. Григоровичем, при этом были учтены его общепризнанный опыт и авторитет, но больше всего сыграло его упорство в деле отстаивания своих прав.

Мнения о самолете  И-2

Опытный образец самолета И-2 изготавливали в довольно спокойном темпе,  и он был полностью готов 6 сентября 1924 года. И-2 допустили к летным испытаниям, после того как комиссия НК УВВС произвела осмотр и двигатель прошел наземные пробы. 4 ноября 1924 году летчик А.И. Жуков совершил на нем первый полет. Пилот благожелательно отзывался о первом полете. Он отметил, что данная модель лайнера  имеет малый разбег при взлете, хорошую управляемость, а также на нем легко выполнять посадки.

В последующих полетах на пилотаж, при достижении потолка и максимальной скорости возникла необходимость некоторой регулировки установки рулевых и несущих поверхностей, систем управления двигателей и самолетом. Но после того, как характеристики самолета начали улучшать, пилот Жуков заявил, что самолет при подаче газа проявляет тенденцию к пикированию, а на малом газе начинает произвольно задирать нос. В то же время летчики М.М. Громов и В.Н. Филиппов, совершившие на нем полеты 19 ноября 1924 года, не нашли ненормальностей его поведения в воздухе. Но для этих рослых пилотов кабина оказалась неудобной и тесной. Не только были различные мнения у летчиков, но и комиссия после летных испытаний И-2 в НОА установила, что самолет является пожароопасным.