be2-iСамолет КОР-1 представляет собой первую модель отечественного гидросамолета, разработанную специально, чтобы стартовать с  корабельной катапульты. Эту модель нельзя отнести к широко известным летательным аппаратам, поскольку она не отличается высокими летно-техническими характеристиками. Она выпускалась небольшой серией и использовалась короткое время. Разработка первопроходца была тяжелым, но необходимым этапом, как в развитии линии катапультных самолетов-разведчиков советской морской авиации, так и в  становлении начинающего авиаконструктора Г.М. Бериева и его конструкторского бюро.

Катапультный самолет-разведчик для новых крейсеров

Сразу же после появления летательных аппаратов тяжелее воздуха возникла идея вооружения боевых кораблей. В конце первой мировой войны на линейных крейсерах и линкорах устанавливались гидросамолеты, используемые для ведения разведки, корректировки огня артиллерии главного калибра, и при необходимости их использовали для защиты корабля от воздушного противника. Вначале гидросамолеты с помощью корабельного крана спускали на воду. Затем для них начали создавать небольшие наклонные площадки, по ним поплавковые модели разбегались на специальных тележках. Но, они, кроме того, что занимали много места, и с них можно было взлетать лишь против ветра и на полном ходу корабля. В дальнейшем начали использовать катапульту, дающую возможность взлетать даже со стоящего корабля.

В 1920-30-е годы начали создавать катапультные корабельные самолеты во всем мире. История этой техники в Советском Союзе началась с приобретения  20 летающих лодок HD-55, с обозначением  в России КР-1 (первый корабельный разведчик) и специально изготовленной катапульты К-3. В 1930 году катапульту разместили на черноморском линкоре Парижская коммуна, а в 1935 году ее установили на крейсере  Красный Кавказ.

Кр-1 являлся деревянным бипланом, обслуживаемым экипажем, состоящим из 2-х человек. Этот самолет обладал неплохими характеристиками для своего времени, но он не подходил для вооружения новых кораблей. Согласно планам 2-й пятилетки (1933-1937) планировали построить легкие крейсеры, для их вооружения должны были использоваться катапультные самолеты-разведчики.  Необходимо было создать катапульты и самолеты к ним для замены КР-1 и для оснащения новых кораблей. Вначале перспективный катапультный разведчик носил название КР-2, но через короткое время его обозначили КОР-1.

Самолет КОР-1 должен был выполнять следующие задачи: корректировать огонь береговой и корабельной артиллерии, заниматься воздушной разведкой, осуществлять атаку и бомбометание пулеметным огнем с пикирования. Самолет должен был использоваться с катапульты в двух вариантах: А – разведчик-корректировщик, имеющий стрелковое оружие, и Б – пикирующий бомбардировщик, обладающий бомбовой нагрузкой 200 кг, вместо поднимаемой части топлива.  Также планировали создавать гражданские варианты КОР-1: промысловой самолет для Арктики и скоростной почтовый самолет.