m5_1После проведения полетов в течение летнего и осеннего периодов на летающей лодке М-2 удалось установить, что необходимо улучшить схемы самолета. Также и лодка М-3 оказалась не совсем удачной. На самом деле, это модернизированная лодка М-2, но только оснащенная более мощным двигателем «Гном-Моносупап», имеющего мощность 100 л.с.

У этой лодки остался прежний корпус, но только изменили профиль крыльев. Также и модели лодок М-3 и М-4 не блистали своими летными характеристиками. Авиаконструктору от лодки М-1 до М-5 пришлось буквально на ощупь отыскивать оптимальный вариант проектируемого летательного аппарата. В летающей лодке М-5, оставившей след в истории отечественной и мировой авиации, особая заслуга принадлежит Дмитрию Григоровичу, создавшему выдающийся образец того времени.

Конструктивные особенности гидросамолета М-5

В 1915 году была выпущена двухместная летающая лодка М-5, которая уже 12 апреля впервые поднялась в воздушное пространство. Эта модель строилась серийно почти до 1923 года. Всего было выпущено примерно 300 самолетов данного типа. В модели М-5 Григоровичу удалось высокую мореходность корпуса лодки  оптимально соединить с великолепными летными характеристиками самолета. Для аппарата взлетно-посадочной площадкой могла служить водная поверхность, обладающая высотой волны до 0,5 м. У лодки, тщательно спрофилированное днище не «прилипало» к воде, и  при взлете довольно легко отделялось от нее.

Эта модель совершала посадку на скорости 70 км/ч. Двухместная летающая лодка М-5, оснащенная двигателем «Гном-Моносупан», имеющем мощность 100 л.с., способна была развить максимальную скорость 105 км/ч у земли. У нее продолжительность полета составляла 4 часа, и практический потолок – 3300 м. Эта модель имела следующие геометрические данные: размах крыльев – 13,62 м, площадь крыльев – 37,9 м2 и длина самолета – 8,6 м.  У нее взлетная масса составляла 960 кг, а полезная нагрузка – 300 кг. Эта модель лодки длительное время оставалась на вооружении: вначале в виде морского разведчика, а с 1916 года в виде учебной машины.

В отличие от предыдущих лодок, в лодке М-5 увеличена площадь нижнего крыла. Несмотря на то, что высота редана снижена в центре до 70 мм, а по бортам – до 140 мм, но он остался изогнутым. На редане скулы оснащены полозками, позволяющими гидросамолету выходить на площадку спуска  из воды. Модель М-5 была простой и легкой в управлении, и имела хорошую мореходность. В ней иногда пулемет устанавливался впереди правого сидения.  У М-5 конструкция корпуса является типичной для других гидросамолетов Григоровича. У лодки каркас изготавливался из ясеня, обшивка – из фанеры, по бортам толщиной от 3 мм, на палубе – до 5-6 мм. На днище накладной редан из фанеры толщиной 10 мм.

Летающую лодку М-5 можно назвать хорошо продуманной гармоничной конструкцией, имеющей достаточную площадь крыльев и удачный аэродинамический профиль, что давало возможность обеспечить неплохие летные характеристики гидросамолета. Но, все-таки у М-5 летно-технические возможности были невысокими, поскольку максимальная скорость составляла немного более 100 км/ч, что, несомненно, недостаточно для боевого гидросамолета.