230В бюро, занимавшимся конструированием самолётов, которым руководил Илюшин, ещё в тридцатые годы прошлого века планировали спроектировать машину сугубо гражданского, пассажирского назначения. Для этого собирались взять за основу летательный аппарат, созданный для бомбометаний, производимый под маркой ЦКБ-26. Новинка должна была перевозить пассажиров в количестве десяти человек. Однако, война, подготовка к ней внесли свои отодвигающие коррективы в процесс практической реализации данной задумки. А потому будущему Ил-12 пока не суждено было увидеть небо.

Тем не менее, чуть позже в тысяча девятьсот сорок третьем году, видимо, когда стало ясно, что перелом в эпопее сражений наступил, Илюшину и его команде снова приказали возобновить работы по созданию пассажирского авиалайнера. При этом ставилась задача сделать реально передовую для того времени машину, которая должна была оказаться лучше таких общепризнанных моделей, лидировавших тогда в сфере гражданской авиации, как иностранный DC-3 и его советский конкурент ЛИ-2. А потому характеристики будущего детища КБ задавались выражено передовые. Ещё пока не созданный самолёт Ил-12 должен был летать на высотах до семи километров, осуществляя перелёты, максимальная протяжённость которых обязана была быть не меньше пяти тысяч километров, обладая предельной быстротой равной четырёмстам километрам, преодолеваемым за один час. Что касается грузоподъёмности, то этот показатель было решено определить на уровне трёх тонн.

Работа важная, сроки сжатые.

Следует отметить, что важность предстоящей работы было трудно переоценить. Ибо, по сути, речь шла о разработке и постановке в серию воздушного лайнера, которым явно предстояло пользоваться первым лицам государства, в том числе, самому Сталину. Ну, а с такими вещами обычно не шутят, тем более, тогда. Судя по всему именно по этой причине, уже имея много готовых наработок, Илюшин довольно тщательно и долго возился с компоновкой всего того, что в итоге должно было стать самолётом Ил-12 – во всех смыслах первоклассной пассажирской летающей машиной, обладающей повышенной комфортабельностью, а заодно и надёжностью. Её проект был закончен только в тысяча девятьсот сорок четвёртом году. Аппарат оснащался двумя силовыми агрегатами, дизельного типа, при этом, был продуман вариант полноценного взлёта с использованием только одного мотора. Кроме того, также была применена новая система, позволяющая противостоять оледенениям, обыденно возникающим при полётах на большой высоте.

Летом сорок пятого года машина в её первом опытном виде была готова. После чего, ей устроили практическую лётную проверку. В ходе которой оказалось, что работающие на солярке двигатели марки АЧ-31, несмотря на их доделки и переделки всё ещё далеки от идеала. Вследствие чего, было решено вернуться к применению проверенных боевых моторов АШ-82ФН. Также в системе выпускания шасси пришлось установить гидравлический, выполняющийся данную функцию механизм. И в итоге самолёт на двадцать семь комфортных пассажирских мест был готов.