ЯК-18ПС

Почти полстолетия в небе нашей Родины летают ЯКи — самолеты, созданные в КБ дважды Героя Социалистического Труда Александра Сергеевича ЯКОВЛЕВА. Много славных страниц вписано этим коллективом в историю отечественного авиастроения. На учебных и спортивно-тренировочных ЯКах проходили подготовку летчики 40-х годов, на истребителях били они немецко-фашистских стервятников в годы Великой Отечественной войны, на учебно-тренировочных и спортивных самолетах послевоенного периода осваивали летное мастерство новые поколения советских авиаторов.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
Раз в два года Международная авиационная федерация (ФАИ) проводит чемпионаты мира по высшему пилотажу. Эти соревнования стали интереснейшими спортивными состязаниями, в которых выступают лучшие летчики — асы воздушной акробатики — на новейших образцах авиационной техники. На аэродромах в эти дни собираются тысячи людей, чтобы увидеть соревнования лучших спортсменов мира, чтобы с волнением наблюдать их изумительное мастерство, мужество, волю к победе.
А подготовка к этим блестящим поединкам начинается задолго до чемпионата мира в конструкторских бюро. Сложнейшую авиационную технику — самолеты, двигатели, оборудование — готовят тщательно, вдумчиво, наделяя спортивные машины совершенно особыми качествами.
Роль авиаконструктора в достижении победы в состязаниях по высшему пилотажу чрезвычайно велика. История воздушных спортивных баталий — тому подтверждение.
Первая международная встреча асов авиации состоялась в 1960 году в Чехословакии. Чемпионом мира стал чешский инженер Ладислав Безак, выступавший на самолете «тренер» чехословацкого производства. Через два года новые старты в Венгрии приносят победу венгерскому летчику Иожефу Тоту и самолету… «тренер». В 1964 году в Испании первенство выигрывает испанский военный летчик Томас Кастаньо — и снова на «тренере». Самолет одной и той же конструкции принес победу трем разным летчикам. Его достоинства обеспечили ему широкую популярность.
Но на четвертом чемпионате мира 1966 года в Москве произошла сенсация: все места на пьедесталах почета, как в командном, так и в личном зачете, как среди мужчин, так и среди женщин, были заняты советскими спортсменами. И все они летали на новых самолетах конструкции А. С. Яковлева. Это были ЯК-18ПМ — спортивные машины, подготовленные специально для этих соревнований.
В 1968 году чемпионат мира должен был состояться в Магдебурге (ФРГ). Зарубежные конструкторы анализировали достоинства самолетов Яковлева, летчики изучали по кинофильмам и фотоснимкам особенности полета советских мастеров воздушной акробатики. Тренеры команд, помимо отработки техники пилотирования, исследовали чисто внешние качества ЯК-18ПМ, то впечатление, которое они произвели на зрителей и судей. Словом, все готовились к реваншу.
Особенно большую работу проделали спортсмены США. Ведь в Москве они заняли одно из последних мест, несмотря на то, что в составе команды были такие хорошие летчики, как Боб Херендин и Джо Хиллард.
Выступление наших мастеров пилотажа в Магдебурге прошло по ряду причин неудачно. В печати появились высказывания о том, что советским летчикам дома «помогали стены», а стоило им выехать за границу — и сразу срыв. Однако дело было не в «стенах». Причины поражения оказались гораздо серьезнее и глубже, они таились в недостаточной морально-волевой подготовке наших пилотов. Столкнувшись с новыми элементами правил, которые ввели хозяева чемпионата, советские спортсмены не сразу «собрались» и еще на старте потеряли много очков.
И СНОВА БОЙ
Учтя ошибки, пришлось очень серьезно готовиться к следующему чемпионату мира. Одним из главных участков подготовки стало совершенствование техники.
О переходе на другой тип самолета не могло быть и речи: ЯК-18ПМ полностью соответствовал нашей, советской школе высшего пилотажа. Значит, надо было изыскивать возможности улучшить эту полюбившуюся летчикам машину.
Но наши соперники тоже не теряли времени зря. Руководители американской команды к соревнованиям в Англии модернизировали бипланы «питто-спешел», уже участвовавшие в предыдущих чемпионатах. Были построены новые монопланы «акромастер», отличавшиеся высокой энерговооруженностью и чрезвычайно эффектным внешним видом.
Рядом с этими ярко раскрашенными машинами новый самолет советской команды ЯК-18ПС, можно сказать, терялся. Он имел шасси с хвостовым колесом и обычную для ЯК-18 окраску. И пока этот самолет стоял на земле, никто не предполагал, что именно на нем будет завоеван титул сильнейшего аса 1970 года.
В драматическом поединке с профессиональным американским пилотом Бобом Херендином победил Игорь Егоров, инженер из Куйбышева, летчик-спортсмен ДОСААФ.
Неприметный ЯК-18ПС, созданный в том же КБ А. С. Яковлева, позволил представителю нашей страны во второй раз выиграть звание чемпиона в мировом первенстве по высшему пилотажу.
В разработке ЯК-18ПС вернулись к прежней схеме шасси, потому что она легче новой на 28 кг. Летчику-спортсмену высокого класса безразлично, на каком шасси взлетает его самолет, но очень важно, чтобы самолет был как можно легче.
Энерговооруженность самолета ЯК-18ПС повысилась, хотя он имеет тот же мотор в 300 л. с. Этого удалось добиться, снизив общий вес на 100 кг. В результате ЯК-18ПС приобрел лучшую скороподъемность, улучшились его маневренные качества.
ЯК-18ПМ имел один недостаток, на который жаловались летчики: тяжелое управление рулем поворота при выполнении сложных фигур высшего пилотажа. Применив на новой машине роговую компенсацию руля поворота и повысив тем самым эффективность руля, конструкторы удовлетворили просьбы пилотов. Самолет ЯК-18ПС — самый легкий в управлении и самый маневренный из ЯК-18х.
Эти и некоторые другие улучшения определили «лицо» машины, на долю которой выпал такой большой успех на чемпионате мира в Англии.