В 1964 году ОКБ-49 получило задание создать самолет Ан-24ФК для аэрофотосъемки на основе пассажирского лайнера Ан-24. В отличие от пассажирского самолета, в Ан-24ФК полностью изменилась носовая часть фюзеляжа до шпангоута. Ее застеклили и расширили, чтобы улучшить обзор штурмана. Пять застекленных фотолюков располагались между шпангоутами  в нижней части фюзеляжа, и для блоков ДИСС-ФК оборудовали негерметичный отсек. Также изменилась РЛС «Эмблема» и пассажирское оборудование лайнера. В центроплане установили подфюзеляжный обтекатель, дополнительные топливные баки. Проем багажной двери герметично зашили. Экипаж включал семь человек: два летчика, радиста, щтурман-аэрофотосъемщика, два оператора и бортмеханика.

Ан-24ФК первый полет совершил 21 августа 1967 года. В июле 1968 года в Таганроге на испытательной базе ОКБО О.К. Антонова в Гостомеле (вблизи Киева) и на одном из среднеазиатских аэродромов завершились совместные заводские испытания варианта «А». Государственные летные испытания варианта «Б» были проведены с декабря 1968 по сентябрь 1969 годы. В феврале 1970 года Ан-24ФК в варианте «А»  в ГосНИИ Га был передан  на государственные летные испытания, проведенные с 7 апреля по 17 июня 1970 года. В 1971 году эту модель лайнера под обозначением Ан-30 начали серийно выпускать на киевском авиационном заводе. В период с 1971 по 1980 годы всего было построено 115 машин, из них в варианте Ан-30А – 66 штук, в варианте Ан-30Б – 26 для ВВС и 23 экспортировались в Болгарию, Афганистан, КНР, Вьетнам, Румынию, Кубу, ЧССР и Монголию.

Отличительные особенности вариантов Ан-30 и их оснащение

Основное отличие между вариантами «А» и «Б» самолета Ан-30 состояло в том, что в вариант «Б» оснащен гидростабилизирующей установкой ТАУ-М, фотоаппаратом АФА-54/50, радионавигационной системой «Лотос» и радиовысотомером РВ-25А. Часть лайнеров во время эксплуатации оснастили РЛС «Гроза М-30». Машины, участвовавшие в боевых действиях, оснащали УВА-26, обладавшими по 384 пиропатрона  или контейнерами «Веер» со 192 пиропатронами отстрела ИК-ловушек. В начале 1980-х годов несколько лайнеров модернизировали в вариант Ан-30М «Метеозащита».

На них вместо фотоаппаратуры установили оборудование для сброса твердой гранулированной двуокиси углерода («сухого льда», способного вызвать атмосферные осадки). Она размещалась в 8 контейнерах, при этом в каждом из них по 130 г. Первые модели Ан-30А, вошедшие в состав специальных авиаотрядов, находившихся в подмосковном Мячково и в Пулково под Ленинградом, эксплуатировали довольно интенсивно, им за первые 5 лет эксплуатации удалось отснять территорию СССР, общей площадью более 28 млн. км2. В 1975 году году самолет Ан-30А был представлен на авиасалоне в Ле-бурже. Моделями Ан-30Б оснастили отдельные разведывательные эскадрильи ВВС, дислоцированные в Черновцах (Украина), Иркутской области и Красноярске. В ноябре 1981 года лайнеры Ан-30Б в Афганистане вошли в состав 50 отдельного смешанного авиационного полка (осап), дислоцированного в Кабуле.